Зарождение рабочего движения. Социалисты-утописты в США

Зарождение рабочего движения. Социалисты-утописты в США

Рабочее движение в США в 20-х и 30-х годах сыграло большую роль в борьбе за 10-часовой рабочий день и в общедемократическом подъеме этих лет. Первая рабочая партия в США была основана в 1829 г. в Филадельфии. В 1828—1831 гг. там выходил и первый профсоюзный журнал Свободное слово металлиста». Тогда же возникли рабочие партии в Нью-Йорке, а затем и во всех северо-восточных штатах. Эти партии представляли собой местные объединения рабочих и ремесленников. Своей задачей они ставили проведение отдельных политических и социальных реформ в пределах данного штата или города. Их программы носили мелкобуржуазный характер.

Начиная с образования в 1827 г. «Союза мастеровых» Филадельфии быстро росли тред-юнионы. К 1837 г. они объединяли 300 тыс. человек. В ряде крупных городов возникли городские объединения, и в 1834 г. образовался национальный союз тред-юнионов.

В 30-х годах впервые широко развернулось стачечное движение. За 1833—1837 гг. произошло 168 забастовок, в том числе 103 — за повышение заработной платы и 26— за 10-часовой рабочий день. Первая всеобщая стачка имела место в Филадельфии в 1835 г.; забастовщики требовали введения 10-часового рабочего дня.

Под воздействием экономического кризиса 1837 г. многие рабочие организации и рабочие партии штатов прекратили свое существование.

Значительная часть американских трудящихся находилась в плену мелкособственнических иллюзий. Один из организаторов рабочей партии Нью-Йорка Джордж Эванс пропагандировал в своей газете «Защитник рабочего» идею превращения рабочих в мелких земельных собственников. В 1829 г. вышла книга организатора рабочей партии Филадельфии Томаса Скидмора под названием «Право человека на собственность», отстаивавшая ту же идею. Скидмор утверждал, что право на жизнь есть право на участок земли, но этот участок должен быть таких размеров, чтобы владелец мог его обработать собственным трудом; владелец имеет право на участок лишь на то время, пока он трудится на нем, и не может его продать или сдать в аренду. При этом Скидмор ссылался на изречение: «Кто не работает, тот не ест». Ремесленнику Скидмор считал необходимым отводить два участка: один — для мастерской, другой — для жилья. Крупные мануфактурные предприятия Скидмор предлагал превратить в коллективную собственность рабочих.

Такова была пользовавшаяся тогда широкой популярностью среди трудящихся США мечта о превращении всех американцев в земельных собственников. «Такая мечта,— писали Маркс и Энгельс,— столь же не осуществима и столь же коммунистична, как мечта превратить всех людей в императоров, королей и пап» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Циркуляр против Криге, Соч., т. 4, стр. 9.).

Огромное количество незаселенных земель на западе обеспечило живучесть этой утопии. В 1846 г. Маркс выступил с резкой критикой немецкого социалиста Германа Криге, пропагандировавшего в США идею уравнительного передела земли как спасение от всех зол капитализма.

Заметным влиянием в раннем американском рабочем движении и среди мелкобуржуазной интеллигенции США пользовались теории утопического социализма Оуэна и Фурье. Первыми пропагандистами утопического социализма в США были основатели рабочей партии Нью-Йорка — сын Роберта Оуэна Роберт Дейл Оуэн и участница движения итальянских карбонариев Франческа Райт. Издававшаяся ими газета «Свободный исследователь» выступала за преобразование общества согласно идеям Роберта Оуэна, на основе коллективного труда, новых методов воспитания и образования. В 1825 г. Франческа Райт основала в штате Теннесси кооперативную колонию негров, выкупленных ею из рабства. С 1825 до 1828 г. в штате Индиана существовала социалистическая община «Новая гармония», основанная Робертом Оуэном и насчитывавшая до тысячи членов.

В 1841 г. группа социалистов-утопистов во главе с Джорджем Рипли и его женой основала близ Бостона, в штате Массачусетс, кооперативную колонию «Брук фарм». Фурьерист Альберт Брисбен перестроил эту колонию по типу фаланстера. Колония привлекла довольно большое число участников, главным образом из числа литераторов и передовой интеллигенции, и существовала до 1846 г.

В 1848 г. прибывший из Франции коммунист-утопист Кабе основал социалистическую общину под названием «Икария». Общины такого типа создавались в США последователями Кабе и позже, вплоть до 80-х годов.

Критикуя пороки, присущие капитализму, социалисты-утописты способствовали росту движения за демократизацию политического строя США. Они внесли немалый вклад в борьбу против рабства негров. Но мелкобуржуазные пути и средства решения социального вопроса, которые они предлагали в своих проектах, отвлекали рабочих от классовой борьбы с капиталистами.


Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1956—1565.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Зарождение рабочего движения. Социалисты-утописты в США" в других словарях:

  • ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… …   Философская энциклопедия

  • УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ —         мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социа листич. началах, не опирающиеся на знание объективных законов обществ. развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия соч. Т. Мора «Утопия» (1516) …   Философская энциклопедия

  • ПЛЕХАНОВ — Георгий Валентинович (29.XI (11.XII). 1856 30.V.1918; псевдонимы H. Бельтов, Н. Каменский, H. Андреевич, Г. Валентинов, А. Кирсанов, Д. Кузнецов и др.; парт. клички в народнич. период Жорж , Оратор и др.) деятель росс. и междунар.… …   Советская историческая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • ГОРОД — Марксистско ленинская ист. наука, исследуя и обобщая огромный фактич. материал, рассматривает Г. как ист. категорию, обусловленную в первую очередь социально экономич. структурой общества. Маркс и Энгельс впервые вскрыли осн. законы развития Г.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Испания — (Espana)         официальное название Испанское Государство (Estado Espanol).                   I. Общие сведения          И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… …   Большая советская энциклопедия

  • БУРЖУАЗИЯ — капиталисты (франц. bourgeoisie, от бург), господствующий класс капиталистич. общества, класс собственников осн. средств обществ. производства, существующий за счет эксплуатации наемного труда. Экономия, основой господства Б. как класса является… …   Советская историческая энциклопедия

  • ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — – Примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, франц. философия рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения. Для нее характерна ясность мышления, она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью… …   Философская энциклопедия

  • УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. ... Первоначальный социализм был… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»